Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В связи со 110-летием подводного флота России, юнкоры медиа-студии "Династия" МАОУ СОШ № 135, г. Пермь, побывали в Музее истории Пермского речного училища.

Закон "Об основании Речного училища первого разряда в городе Перми", одобренный Государственным Советом и Государственной Думою, и Высочайше утвержденный государем Николаем II, был принят 25 июня 1912 г.

Сегодня ФГОУ СПО «Пермское речное училище» реорганизовано путём присоединения к Пермскому филиалу Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волжская государственная академия водного транспорта. Учредителем филиала является Федеральное агентство морского и речного транспорта. За время существования Пермского Речного Училища подготовлено и выпущено более 20 тысяч специалистов для речного транспорта и смежных отраслей.

В училище нас встретили преподаватели:

капитан первого ранга С.Г. Козарь, последний командир одной из субмарин Северного флота, которой в 2002 году было присвоено имя собственное – «Пермь». Эта атомная подлодка Б-292 (проект «Щука») впервые была спущена на воду, точнее, в воду, 27 ноября 1987 года. В 2006 году, выполнив все свои боевые задачи, она была утилизирована или, как говорят сами моряки, «распилена на иголки».В настоящее время Сергей Геннадьевич – один из руководителей Речного училища, а также один из организаторов музея морской и речной славы, что находится на четвертом этаже Речного училища. Училище не готовит специалистов для подводного флота, но многие его выпускники служили подводниками;

- заведующий музеем, доцент ПФ ВГУВТ, к.и.н. А.А. Константинов, член союза журналистов РФ, коллекционер. Он нам и рассказал, что Пермское речное училище превратилось в филиал Волжского госуниверситета водного транспорта, стало многоуровневым и более широким по профилю. Так, расширились традиционные специальности: идёт подготовка моряков, специалистов по перевозкам и логистике. То же самое – с уровнями: от рабочих профессий до высшего профессионального образования. Появились побочные специальности: автосервис, гостиничный сервис.

В музее, кроме флотских, представлены историко-культурологические, историко-краеведческие и военно-патриотические аспекты.

Музей борется за присвоение ему имени Олега Селянкина – одного из выдающихся земляков, принёсших славу земле Прикамской. Музей изучает историю своих выпускников.

Известные выпускники:

1952 — Солодников, Геннадий Николаевич — писатель. Писать начал рассказы в 50-е гг. Впоследствии они вошли в книжку «Рябина, ягода горькая». Всего издано 12 книжек. Последняя — «Лебединый клик. Лирические повести» — вышла в Перми в 1992 г. В Союз писателей принят в 1966 г.

1956 — Бузмаков, Александр Васильевич (1963—1969) — капитан на теплоходе «Гжатск». Поэт.

1961 — Гребенкин, Александр Алексеевич — поэт, прозаик, публицист. На его стихи написано более пятидесяти песен, романсов и баллад. Переводил на русский язык стихи крымско-татарских, азербайджанских, немецких, коми-пермяцких и удмуртских поэтов.

1962 — Январский, Николай Владимирович — профессор Международной Славянской Академии наук. Автор ряда книг.

Арефьев, Вадим Александрович — Член Союза писателей (с 1995 года) и Союза журналистов России (с 1986 года). Лауреат премий «Золотое перо Московии» (2002 год) и «Генералиссимуса Суворова» (2004 год). Награждён Золотой Есенинской медалью (2007 год), медалью «За труды в военной литературе», орденом Элита мира «Во имя человечности» (2008 год).

Ежов, Евгений Михайлович — Почётный курсант Пермского речного училища. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Куфонин, Сергей Фёдорович — Почётный курсант Пермского речного училища.

Зеров, Николай Петрович — в Пермской области была учреждена премия им. Н. П. Зерова, которая присуждалась лучшим речникам Камского речного пароходства. В 1971 году Н. П. Зерову присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награждён орденами Ленина, Красной Звезды, многими медалями.

Но мы не только ознакомились с этим образовательным учреждением, т.к. был «День открытых дверей», мы общались с интересными людьми, курсантами, прошли профессиональные пробы – снимали и фотографировали… как репортёры, смогли подержать в руках экспонаты (оружие, старинные вещи, предметы кораблей и командиров, капитанов кораблей) и даже примерить настоящую одежду!

Игорь Носков:

Мне понравилось всё, что было в музее, особенно когда я одел форму военного; я почувствовал, что я моряк; когда я взял оружие в руки – прочувствовал как сложно продержать его даже 5 минут; я представил военную службу, военный корабль… Мне очень, очень всё понравилось и даже захотелось в дальнейшем связать свою профессию с морским флотом.

Миша Субботин:

Когда я надел форму и взял оружие – я прочувствовал как тяжело стоять на посту по несколько часов, какая непростая служба у военных и подводников, ведь никуда нельзя уйти, да и отвлечься нельзя ни на минуту. Как это тяжело и страшно стоять одному на посту среди ночи…

Теперь о нашем (СОШ№135) музее: давайте вспомним события 1961 года, чтобы они никогда больше не повторялись. В Пермь неоднократно приезжа последний командир АПЛ К-19 капитан первого рангв  Олег Евстахиевич Адамов, гостил и в нашем музее. Сегодня приехать не смог.  Но вот, что он рассказывал в предыдущие свои визиты:

- 4 июля 1961 года – черный день в истории нашей страны. Тогда произошла ядерная авария на подлодке К-19, которая с большим зарядом ракет находилась в автономном плавании у берегов Норвегии.

 Я бы отметил три главных момента этого события. Первый. Это то, что в результате аварии мог произойти тепловой ядерный взрыв, что повлекло бы за собой заражение ядерными отходами Северной Атлантики. Это была бы экологическая катастрофа. Норвегия входит в НАТО.

Второе. Урановые стержни в реакторах могли нагреться, и все закончилось бы ядерным взрывом. А если добавить, что на К-19 находился полный боекомплект, то взрыв был бы в несколько раз сильнее, чем в Хиросиме и Нагасаки.

И третий. Самый страшный. Этот взрыв мог бы стать началом третьей мировой войны. Не забывайте, что на дворе был Карибский кризис, и американцы могли бы обвинить СССР в провокации, и, особо не разбираясь, нанесли бы ответный удар. Но, слава Богу, этого не произошло. Авария была устранена ценой жизни восьми человек, среди которых были и офицеры, и матросы. Они добровольно пошли в энергоотсек.  Они не задумывались над тем, что было бы потом. Просто пошли туда. Они шли спасать людей, шли спасать лодку. Доза их облучения превысила норму в 17 тысяч раз! После устранения аварии на них без боли невозможно было смотреть: настолько все они были синего цвета. По приходу на базу они были отправлены в Москву в институт ядерной физики, и в течение двух недель все скончались. Были похоронены на одном московском кладбище на глубине в четыре метра. Остальные члены экипажа почти все умерли, в живых остались лишь единицы.

Этому событию был посвящен один-единственный фильм, да и тот был снят после гибели другой подлодки – «Курска». В конце 80-х годов руководством ВМФ России его было предложено снять Никите Михалкову, но тот отказался по причине того, что средств на фильм было выделено, по его мнению, немного. Тогда фильм сняли американцы. Сценарий был переписан с нашей подачи четыре раза. Это единственный правдивый фильм, называется он «К-19, оставляющая вдов» (K-19. Widowmaker), главную роль капитана сыграл Харрисон Форд, его помощника – Лайм Нисон. Олег Адамов выступил главным консультантом.

В конце 80-х годов Олег Адамов, несмотря на подписку о неразглашении тайны трагедии с подлодкой, решил публично рассказать об обстоятельствах гибели атомохода. Тогда и появились первые публикации в СМИ и первые документальные фильмы.

Олег Адамов:

- Лодку после этой аварии перегнали в Северодвинск. Приехал химик, осмотрел ее, сказал, что ее можно спасти. Реактор утопили на глубину 4 км, поставили новый. Лодка снова вышла в море. В 1972 году на ней случился пожар. Погибло 32 человека, 28 из них сгорели заживо. В 1987 году меня назначили ее командиром. В 2003 году лодку, как говорят моряки, порезали на иголки. Мы хотели сделать из нее музей, но цена металла оказалась выше цены памяти.

Об этой субмарине, К-19, о ее истории и о ее последнем капитане был снят документальный фильм школьниками нашего музея-студии, руководит ею Александр Куляпин, пловец-экстремал, руководитель федерации «белых медведей», участник множества заплывов в холодной воде, в том числе и знаменитой международной эстафеты через Берингов пролив, который состоялся в августе 2013 года, через р.Каму, покрытую льдом (заплыв, посвящённый морякам-подводникам АПЛ «Комсомолец». Капитан Олег Адамов также пловец-экстремал. Он, как и Александр Куляпин, был участником того заплыва между Чукоткой и Аляской.

Александр Куляпин:

- С той аварии на К-19 прошло уже больше 50 лет. Мы с ребятами решили глубже изучить этот вопрос. Создали в школе музей подводного флота. Пригласили Олега Евстахиевича. Потом мы, пловцы холодового плавания, организовали заплыв через Каму в честь памяти о гибели другой подлодки – «Комсомолец». Решили все это объединить. Наш музей – это одна из форм патриотического воспитания молодежи.

Мы рекомендуем всем побывать в этих музеях и университете!

Профессиональными пробами руководили и давали мастер-класс: Аркадий Константинов, доцент ПФ ВГУВТ, Сергей Козарь, начальник подразделения управления ПФ ВГУВТ, Анатолий Дементьев, оператор, членн жюри к/ф «КМ», Любовь Бухаринова, гл.редактор МАРК ТВ, Вадим Панджариди, журналист «ПО».

Реп. юнкоры МЦ СОШ№135: В.Нечаев, Я.Алексеев, К.Лёвина, Ю.Заякина, Е.Карпова, М.Субботин, И.Носков;