Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В Перми открылась выставка «Микеланджело. Сотворение мира». Министерство образования и науки П.к. организовало посещение выставки на безвозмездной основе.

Чтобы в каникулы набраться свежих творческих сил, мы всегда отправляемся в образовательное путешествие. И 30.03.16 г. любители художественной культуры итальянского Возрождения МЦ СОШ № 135 отправились в поисках... нового для Перми вернисажа.

Ещё в 1550 г. Дж.Вазари провозгласил: "После многих лет упадка искусства наконец-то началось его возрождение…" Так родился термин «Возрождение» (или «Ренессанс»), которым обозначают эпоху великого расцвета европейского искусства. Италия! – земля античной культуры, именно здесь родились новые представления о мире и человеке. Здесь родились идеалы гуманизма. Их суть – в утверждении самоценности человека, личности, индивидуальности, свободной в своём волеизъявлении и творчестве.

Основоположник стиля Высокого Возрождения в живописи – Леонардо да Винчи. Человек-эпоха, человек–загадка… Его младший современник - Рафаэль Санти, он посвятил своё творчество возвеличиванию самых чистых и прекрасных идеалов гуманизма. Третьим из титанов Высокого возрождения был Микеланджело Буонарроти.

Именно ему достался заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. И он, будучи скульптором, так увлекается этой работой, что трудится 4 года!

С нами был руководитель нашей студии и учитель МХК Куляпин Александр Сергеевич, он много нам рассказал:

«Сотворение мира» - часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла (домовая церковь римских пап в Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV, и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнему Микеланджело расписать его. Художник совершил поистине невозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. м более 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техника так называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе - лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений. Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнее совершенство фрески!

Микеланджело - не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт - был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое.

Человек – не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает, - природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздо больше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики - язык линии, формы, цвета - звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих все центральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от него к входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». ( Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных).

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы - не хотел, чтобы потомки «видели его пот», и когда мы смотрим на свод Сикстинской капеллы, нам кажется, что величайший из художников земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней.

После его вступления перед осмотром мы ожидали увидеть картины, развешанные на стенах и светлое помещение, но зашли в тёмный зал, в котором на нас полился поток света и музыки (красочное шоу в большом темном зале)! и даже океан «всемирного потопа»!

На выставке были представлены ожившие на огромных экранах образы кисти самого Микеланджело и его современников, в сочетании со спецэффектами и в сопровождении гениальной музыки Баха, Генделя и Орфа.

Побывав на мировой премьере мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» - вы увидите новые технологии как яркое эмоциональное шоу, которое сделает искусство гениев Возрождения ближе к современному зрителю, а для хорошо знакомых с их творчеством откроет новые неожиданные трактовки великих произведений.

Также вы сможете ознакомиться с фресками Сикстинской капеллы – роспись потолка и «Страшный суд», с великими произведениями Леонардо Да Винчи, Рафаэля, Джотто, Боттичелли и Тициана, которые прославлены на весь мир.

Придя туда, мы узнали много нового о самом Микеланджело и его работах, а также смогли освежить знания об эпохе Ренессанса в целом.

Мы совершенно не устали знакомиться с работами Микеланджело, ведь на выставке посетители могут рассматривать эпоху Ренессанса не только под музыку великих композиторов, но и чувствовать комфорт в креслах – мешках или на мини-скамейках.

Даша Канашенко:

Капелла - великолепна. Микеланджело - это явление, которое пониманию недоступно! Но нельзя пропускать такую выставку в Перми, в будущем обязательно поеду в Италию;

Юля Заякина:

У меня такое же восприятие Микеланджело: воплощение гениальности, непостижимое уму. Конечно, его скульптуры и фрески надо видеть в оригинале - малейшее изменение освещения, и мрамор живет совсем по-другому. Так что мы не зря Все сюда стремились попасть!

Даша Шестакова: 

Меня потрясла его последняя работа - незаконченная Пьета Ронданини. Она в Милане. Ну, а капелла – это целый мир! 

«Микеланджело. Сотворение мира» - мощная образовательная площадка, посетив которую вы много узнаете и освежите знания об эпохе Ренессанса в целом.

Реп. юнкор МЦ СОШ№135 Елизавета Гордеева