21 мая в Перми, где долгое время жил знаменитый импрессарио, открылся фестиваль, который продолжает традиции, заложенные самим Сергеем Дягилевым. Основное качество смотра – его мультижанровость. Представлены ретроспектива художественных фильмов, фотовыставки, драматические постановки и разнообразная музыкальная программа. Резидентом фестиваля стал композитор Леонид Десятников. Уже традиционный международный симпозиум Дягилевского фестиваля прошел под знаком Шостаковича. Его неизвестные сочинения и открыли форум. Вдова композитора Ирина Шостакович - специальный гость научной конференции и всего фестиваля в целом.
Все в духе Дягилева. На фестивале главное место занимают громкие премьеры, сделанные специально для этого события. Церемония открытия и сразу мировая премьера - опера "Оранго" и балет "Условно убитый" в постановке Алексея Мирошниченко. Оба произведения принадлежат Дмитрию Шостаковичу. Две партитуры, ставшие музыкальной основой спектаклей, были найдены совсем недавно в архивах Музея Глинки.
Над оперой "Оранго", действие которой разворачивается в стране Советов, Шостакович начал работать в 1932 году. Тогда весь мир науки и искусства был охвачен идеей создания сверхсущества, экспериментального получеловека-полуживотного. Долгие годы опера, а вернее пролог к ней, считали утерянной. В 2004 году ее обнаружили в архивах Музея Глинки. Так что такой эксперимент в Пермском театре, наверное, представили впервые. Наряду с балетной труппой танцует и хор. В спектакле принимают участие солисты Пермского театра оперы и балета Павел Рейман в роли Оранго и Владимир Тайсаев (бас-соло), хорошо известные учащимся школы № 135, и другие ведущие артисты.
"Условно убитый" потребовал от постановщика и хореографа Алексея Мирошниченко большой работы с музыкальным материалом. Первоначально это был набор отдельных номеров, созданных для Ленинградского мюзик-холла. До сегодняшнего дня они были единожды проиграны в полном объеме в 1931 году в виде эстрадно-циркового ревю, в котором блистали молодые Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. В сегодняшней постановке остались лишь имена главных героев.
"Мне хотелось узнать, прочесть либретто, релиз "Условно убитый", по которому было написано, но официальный ответ давали в Ленинской библиотеке, что пьесы нет, обнаружить не удалось, либретто не существует, - рассказывает главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко. - Показы шли пять месяцев, а потом запрещали, это было навсегда. Но сохранилось три газетных рецензии".
В дни фестиваля состоится международный научный симпозиум, посвященный проблемам легкой музыки и исследованиям работ Дмитрия Шостаковича в этом направлении. Почетный гость фестиваля - Ирина Антоновна Шостакович, вдова композитора.
"Я хочу поздравить вас с открытием Дягилевского фестиваля, о котором наслышаны уже по всей России в Москве, - сказала Ирина Шостакович. - И сегодня большой день для меня, потому что впервые исполнят на сцене неоконченное "Оранго".
"Я впервые в жизни делаю такого рода спектакли. Для меня все это очень ново. Мне очень нравится", - говорит художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.
Традиционно "Дягилевские сезоны" - это синтез смелых экспериментов, актуальности и традиции, премьер и нового прочтения классики. 10 фестивальных дней уникального пермского фестиваля, в который раз представили яркую творческую палитру художников разных стран требовательному и благодарному пермскому зрителю.
Александр КУЛЯПИН