Почему изменилось отношение людей к книге? Что нужно сделать, чтобы вернуть прежний статус к книге и чтению? Мы столкнулись с назревшей проблемой - снижение читательской культуры школьников.
Злободневность этой проблемы заключается в том, что она затрагивает больную тему - нравственное воспитание подростков.
Человек не может жить без морали и нравственности. Нравственность приобретается в процессе жизни в обществе. В идейно-нравственной направленности воспитания учащихся огромную роль играет изучение художественной литературы. Воздействие художественного слова на формирование личности очень велико. С помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. Восприятие школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс.
Произведения художественной литературы раскрывают перед школьниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. Нужно с осторожностью относиться к суждениям учащихся, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается – каким человеком быть?
Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно и в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба – эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными.
Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего словесно-художественного опыта, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели: Ю.Казаков, В. Астафьев, В.Шукшин, А.Платонов, В.Солоухин, К.Паустовский, А.Рыбаков. Их произведения – благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. А она требует творческого развития ребенка, формирование его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.
В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению Президент РФ постановил провести в 2015 году в РФ Год литературы.
Литература является ценным фактором в создании духовного и культурного мира человека.
С 2015 года введен в курс школьной аттестации наряду с другими обязательными предметами экзамен по литературе - написание школьного сочинения.
Чтобы повысить читательскую культуру личности подростка, учителя-словесники, библиотекари воспитывают у школьников бережное отношение к книге. В нашей школе проводится акция «Береги книгу», читательские конференции ,школьники участвуют в социальных проектах, посвященных юбилейным датам М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, А.П.Чехова, поэтических конкурсах, олимпиадах, творческих конкурсах, направленных в защиту чтения. Традицией стал театр живого слова (литературные композиции по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,повесть Богомолова «Иван», Сонеты Шекспира), автор композиций и исполнитель-номинант национальной театральной премии «Золотая маска» - И.Д. Маленьких. Все мероприятия направлены на развитие интереса к литературе и чтению.
Нам, учителям-словесникам, всегда надо помнить, что литература – это искусство слова, и следует видеть в ней средство воспитания души, гуманизма, духовности. Нужно сделать книгу средством познания себя и окружающих, максимально приблизить её к современности, к миру и тем самым дать толчок к самостоятельности.
Автор: Левыкина Н.И., преподаватель русского языка и литературы