3 апреля 2015 года преподаватели МАОУ СОШ № 135 участвовали в открытой авторской лекции-семинаре доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой индивидуализации и тьюторства Московского государственного педагогического университета, президента Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Ковалевой Татьяны Михайловны «Ресурсы современного образования (возвращение к «средовой» педагогике)», которая проводилась в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
На лекции рассматривались следующие вопросы:
- Тенденции современного образования;
- Среда и школа Л.С. Выготского;
- Субъект и субъективность;
- Развивающее обучение и открытое образование;
- Принцип индивидуального подхода и индивидуализации;
- Тьюторское сопровождение в образовательном процессе.
Встреча в Перми с Т.М.Ковалёвой не первая. Наши учителя знают её хорошо. Но всех интересует не только новое, а именно современные тьюторские технологии. Поэтому профессору пришлось погрузить слушателей в философию образования, субъективности в современном педагогическом пространстве и донести до каждого принципы индивидуализации образования.
Сейчас уже невозможно жить и творить в этой среде вне процесса построения индивидуальной образовательной программы. Тьюторское действие осуществляется в процессе индивидуализации. И здесь раскрывается культурная позиция тьютора. Процесс индивидуализации надо беречь. Такие постулаты должны «вжиться» в обыденность педагогического труда.
Тьюторская технология свободная! Но Татьяна Михайловна обратила внимание на методы, без которых не может быть тьюторской практики.
Реализовать принципы индивидуализации можно в непосредственном и опосредованном сопровождении, с учётом разновозрастности, на разных этапах тьюторского действия. Секрет в том, что тьютор — держит линию индивидуализации, растворяется в сопровождении, потому что у каждого своя субъективность. Важно обращать внимание на формы организации в процессе реализации принципа индивидуализации. Использовать средства реализации принципа индивидуализации: формировать культуру выбора, тьюторское сопровождение... И не отступать от принципа индивидуализации — осознания человеком процесса становления и использования возможностей, особенностей своей индивидуальности. Только тогда мы сможем реализовать требования к содержанию образования: - наличие индивидуального опыта «пробы построения себя нового».
Татьяна Михайловна в Перми «кожей» почувствовала местную тьюторскую площадку и пожелала успехов, предложила магистерскую программу для работы в инновационных учреждениях образования и социальной сферы по новой, крайне востребованной сегодня, эксклюзивной специальности — ТЬЮТОР.
Видеозапись лекции-семинара Т.М. Ковалевой:
Автор: Александр КУЛЯПИН