Наш Президент России В.В. Путин открыто высказал, что объединяющей нацию идеей должен стать патриотизм. Теперь остаётся только понять, что это такое.
Сегодня на эту тему мы беседуем с учителями СОШ№135 Кичёвой Натальей Алесеевной и Куляпиным Александром Сергеевичем. Мы выбрали их не случайно. Эти учителя ездят со своими учениками, то есть с нами, в образовательные путешествия по родному краю, на встречи с интересными людьми, в те удивительные островки природы, которые раскрывают нам очень многое.
Лиза Блинова:
- Александр Сергеевич! Почему мы много внимания уделяем морскому флоту, защите Отечеству, а часть материалов наших «Новостей» выходит с грифом «ПАТРИОТИЗМ»?
А.С. Куляпин:
- Начнём с того, что патриотизм, в переводе с латинского, это - «любовь к отечеству». Уже в «Слове о полку Игореве» русичи любили своё отечество и гордились им за то, что оно было сильным и отважным.
Далее окрестившаяся Русь гордится уже не силой, а мудростью и благочестием. Патриотизм принимает явно выраженный религиозный характер - это твёрдое стояние в истинной вере. Доказательство тому - все наши битвы того времени. Русские дрались не за землю, не за благосостояние, а за веру: Ледовое побоище, Куликово поле, изгнание из Москвы поляков, Бородинская битва. В стихотворении Лермонтова «Бородино» солдат называет французов «басурманами», то есть иноверцами, а значит, в сражении с ними он защищает свою религию.В православной монархии, в которой носитель единоличной власти воспринимался в качестве сакральной фигуры, Божьим помазанником русский патриот был предан не только своей вере, но и своему государству, которое было оплотом этой веры. Это были лучшие годы истинного русского патриотизма. Окончательно патриоты превратились в государственников при Петре I, который объявил себя императором, что, по его мнению, было весомее Божия помазанничества.Сегодня наука отозвала свой тезис, что Бога нет, и мы, отказавшись от ереси, естественно возвращаемся к истине. Таким образом, Русь становится единственной на земле хранительницей этой спасительной истины, готовой поделиться ею со всеми желающими. Понятно, что сегодняшний русский патриотизм должен выражаться в содействии этому процессу.
Сегодня мы встречаемся с моряками, потому что именно им можно, в первую очередь об этом рассказывать. Возьмём праздник – День ВМФ России: Глава государства принимает военно-морской парад. На катере "Серафим Саровский" Верховный главнокомандующий обошел строй из 16 боевых кораблей, подлодок, а также судов обеспечения, среди них новейший фрегат "Адмирал Эссен", корвет "Бойкий", дизель-электрическая подлодка "Краснодар", корабль противоминной обороны "Александр Обухов". Особенность флотского праздника в этом году - участие кораблей и подлодок нового поколения, поступивших в состав ВМФ в результате реализации госпрограммы военного кораблестроения.
"Морское дело всегда считалось в России в высшей степени почетным", - подчеркнул Верховный главнокомандующий. "Служению Флоту и Отечеству посвятили свои жизни отважные матросы, талантливые корабелы, дерзкие первооткрыватели, знаменитые флотоводцы", - перечислил он.
"Военные моряки всегда славились своей уникальной культурой, выправкой, дисциплиной и благородством, - отметил Путин. - Любовь и признание народа флот заслужил своими подвигами во славу Отчизны, своими традициями - это храбрость, стойкость, преданность присяге и боевому братству. Своим умением выполнять в сложнейших, суровых условиях самые трудные, ответственные задачи".
"Сегодня на Военно-морской флот поступают современные корабли, оснащенные новейшим вооружением, поддерживается высокий уровень его боеготовности в соответствии с существующими вызовами и угрозами", - констатировал глава государства и обещал, что власти будут уделять особое внимание обеспечению социальных гарантий военнослужащих и членов их семей. "Мы хорошо понимаем, что значит для военных моряков благополучие их дома, семейного очага", - добавил он. Самые теплые слова президент адресовал женам, родителям и детям моряков.
Лиза Гордеева:
- Не зря наши предки называли Родину Святой Русью, а защита Отечества считается священным долгом каждого из нас?
А.С. Куляпин:
- Долг и ответственность человека ярко проявляются в его отношении к Родине. Поэтому в литературе мы находим «Святое Отечество», «Святая Русь», «славное Отечество», «Святая Отчизна»… всё-таки в нашей истории более десяти веков православного христианства. Защита Отечества – священный долг каждого. Отечество считалось Домом Пресвятой Богородицы. Таких защитников мы всегда держим в памяти – Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, адмирал Феодор Ушаков. Но в армии важен каждый солдат, его дух, мужество, отвага, любовь к Родине, понимание священного долга защиты Отечества.
Лиза Блинова:
- Наталья Алексеевна! А что для вас духовный мир?
Н. А. Кичёва, классный руководитель 9 А класса:
- Я бы хотела рассказать о формировании гражданской идентичности. Важнейшей составной частью воспитания и образования сегодня является формирование гражданственности и патриотизма школьников. Задача учителя – воспитать достойного гражданина своей страны. Прививая детям возвышенные чувства патриотизма, гражданского долга, уважения к людям, интерес к истории своей семьи, мы укрепляем любовь к Родине, воспитываем чувство ответственности за её судьбу. Род, народ, родник, родственник, рождение, природа, а всё это – родина. Что такое Родина для ребёнка? Наверное, до конца ещё не осознаваемое понятие, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности. Такой гражданской общностью является родной край, в котором ты родился или живёшь, город, являющийся родным, а также народ, населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. А признание личностью края, города, в котором он живёт, и народа, населяющего эту территорию, не что иное, как патриотизм – чувство приверженности гражданской общности, признание её значимой ценностью. В родной школе всё должно быть нацелено на это. Уроки, образовательные путешествия, экскурсии, проектные и исследовательские работы, конкурсы, игры…
К особой форме организации учебной работы по формированию гражданской идентичности относится экскурсия, с помощью которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (исторических памятников, музеев, достопримечательностей прошлого, мест боевой славы и т.д.) для непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии позволяют соединить в единое целое учебный школьный процесс с визуальным осмыслением объектов реальной жизни, непосредственно приобщить детей к предметному миру прошлого, расширить границы школьного курса. Как воспитать чувство патриотизма, сделать так, чтобы родные места стали дороги и любимы сердцу? Пермский край, Пермь оставили уникальный след в российской культуре. Здесь нет проходных и неинтересных явлений, всё важно и значимо, дорого и ценно. Важно познакомить с этим вовремя и ненавязчиво. Словарь пермского текста широк и разнообразен, он вбирает в себя многомерные реалии: «Стефан Пермский, пермский геологический период, Кама, Башня смерти, пастернаковский Юрятин, Пермский звериный стиль, глубокие и неухоженные овраги, пересекающие город, Биармия, Пермская деревянная скульптура, камский мост, судьба чеховских трёх сестёр, предания о чуди, пермский ГУЛАГ, пещеры» [1. С. 7]. Этот словарь можно долго расширять и дополнить такими концептами и именами, как рубеж Востока и Запада, Ермак, Кама, вышка, ротонда, Дягилев, Пастернак, Каменский, боярин Михаил Романов и Ныроб, В. Кальпиди, Алексей Иванов, очёрские звероящеры, Мотовилиха, пермский балет…
Образовательные путешествия по краю стали обязательной частью школьной жизни моих учеников: Пермь, Екатеринбург, Кудымкар, Очёр, Ныроб и Чердынь, Троица, Соликамск, Кунгур, Ижевск, Киров, Ильинское... Каждая территория оставляет неизгладимый след в памяти, а отсюда всевозможные проекты, незабываемые уроки, письменные и творческие работы, презентации…
После поездок, экскурсий, путешествий, событий вместе с ребятами обсуждаем, как и каким образом будем практически использовать приобретённые знания. Чаще всего образовательные путешествия и события выливаются в социально-гуманитарные проекты, научно-исследовательскую деятельность, в различные акции, в самостоятельную творческую работу на уроке. После поездки в Ныроб и Чердынь ребята написали:
Суханов Д.: «Больше всего мне понравился Чердынский краеведческий музей. Там было всё: от рисунков пещерных людей до цепей Михаила Романова. Поездка мне очень понравилась, что мы должны ездить во все образовательные поездки, которые многому учат нас. Во время этой поездки я многое узнал.»
Карлова И.: «В Чердыни мы увидели недавно построенную церковь, побывали в музейном классе женской гимназии XIX века и познакомились с правилами, которые обязательно нужно было соблюдать ученицам гимназии. Увидели след, который оставил богатырь Полюда. Но самой интересной стала поездка в Ныроб. Там мы увидели яму, в которой находился одиннадцать месяцев родной дядя Николая Романова. Увидели цепи, которыми Михаил Романов был прикован к столбу. Поездка была увлекательная и интересная.»
Ашихмин И.: «Больше всего мне понравилось Ныроб тем, что нам рассказали о человеке, который год сидел в яме, наказанный Борисом Годуновым. Это был Михаил Романов. Пермский край очень интересен. Я бы хотел побывать во всех уголках родного края и всего Урала.»
Лемешко В.: «В Чердыни я узнал, почему на церквях разные кресты. Экскурсовод рассказывала всё интересно и понятно. Мы побывали в яме, в которой томился Михаил Романов. Яма была маленькой, тёмной и холодной. Эта познавательная и интересная поездка познакомила нас с историей нашей страны.»
Подытожим сказанное. В формировании гражданской идентичности школьников нужна определённая система работы. У нас, скорее всего, просматривается пока не система, но совокупность условий, необходимых для воспитания и обучения подростков в условиях современной школы.
Лиза Блинова:
- Александр Сергеевич! Наверное защищать Родину можно не только на войне?
А.С. Куляпин:
- Да! Сохранять русский язык, культуру, природу, честно трудиться – всё это тоже формы защиты Родины. К достойному воинскому служению Отечеству нужно готовиться с раннего детства, с школьной парты – развивать физические и умственные способности, выносливость, возрастать интеллектуально. Духовно, укрепляться нравственно, воспитывать силу воли. Творчество тоже может служить Отечеству. Вспомним у А.С.Пушкина: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!».
Приведу пример: в наших «Новостях» можно ознакомиться с путешествиями, которые именуются «Видеодорожка». Каждый ученик может рассказать о своих путешествиях, о той прекрасной земле, на которой мы живём! А мы все можем посмотреть медиа - зарисовки, на которых просторы, леса, поля, родники… Сегодня мы представляем фрагмент фото-зарисовки Елизаветы Гордеевой в поселке «Ключи». Красотам этого района посвящено множество произведений разного жанра – стихи, песни, картины… и даже рассказы местных краеведов. И Лиза выразила своё отношение к малой Родине, словно откликнулась на известную песню:
Её путешествие – почтительное отношение к истории этого посёлка, его обычаям, напоминание всем, что надо помнить тех, кто строил, хранил порядок и красоту. И надо всегда уважать, любить тех, кто живёт рядом, заботиться друг о друге и ценить доброту друг друга. Будем надеяться, что в скором будущем будет и видео-рассказ.
Фотоальбом Елизаветы Гордеевой "В Ключах"
Репортаж подготовили юнкоры: Елизавета Блинова и Елизавета Гордеева.