Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово о РодинеКогда живёшь в доме, не забывай о тех, кто его строил.
Русская пословица

Наш Президент России В.В. Путин открыто высказал, что объединяющей нацию идеей должен стать патриотизм. Теперь остаётся только понять, что это такое. 

Сегодня на эту тему мы беседуем с учителями СОШ№135 Кичёвой Натальей Алесеевной и Куляпиным Александром Сергеевичем. Мы выбрали их не случайно. Эти учителя ездят со своими учениками, то есть с нами, в образовательные путешествия по родному краю, на встречи с интересными людьми, в те удивительные островки природы, которые раскрывают нам очень многое.

Лиза Блинова:

- Александр Сергеевич! Почему мы много внимания уделяем морскому флоту, защите Отечеству, а часть материалов наших «Новостей» выходит с грифом «ПАТРИОТИЗМ»?

Куляпин А.С.

А.С. Куляпин:

- Начнём с того, что патриотизм,  в переводе с латинского, это - «любовь к отечеству». Уже в  «Слове о полку Игореве» русичи любили своё отечество и гордились им за то, что оно было сильным и отважным.

Далее окрестившаяся Русь гордится уже не силой, а мудростью и благочестием. Патриотизм принимает явно выраженный религиозный характер - это твёрдое стояние в истинной вере. Доказательство тому - все наши битвы того времени. Русские дрались не за землю, не за благосостояние, а за веру:   Ледовое побоище, Куликово поле, изгнание из Москвы поляков, Бородинская битва. В стихотворении Лермонтова «Бородино» солдат называет французов «басурманами», то есть иноверцами, а значит, в сражении с ними он защищает свою религию.В православной монархии, в которой носитель единоличной власти воспринимался в качестве сакральной фигуры, Божьим помазанником русский патриот был предан не только своей вере, но и своему государству, которое было оплотом этой веры. Это были лучшие годы истинного русского патриотизма. Окончательно патриоты превратились в государственников при Петре I, который объявил себя императором, что, по его мнению, было весомее Божия помазанничества.Сегодня наука отозвала свой тезис, что Бога нет, и мы, отказавшись от ереси, естественно возвращаемся к истине. Таким образом, Русь становится единственной на земле хранительницей этой спасительной истины, готовой поделиться ею со всеми желающими. Понятно, что сего­дняшний русский патриотизм должен выражаться в содействии этому процессу.

Сегодня мы встречаемся с моряками, потому что именно им можно, в первую очередь об этом рассказывать. Возьмём  праздник – День ВМФ России: Глава государства принимает военно-морской парад. На катере "Серафим Саровский" Верховный главнокомандующий обошел строй из 16 боевых кораблей, подлодок, а также судов обеспечения, среди них новейший фрегат "Адмирал Эссен", корвет "Бойкий", дизель-электрическая подлодка "Краснодар", корабль противоминной обороны "Александр Обухов". Особенность флотского праздника в этом году - участие кораблей и подлодок нового поколения, поступивших в состав ВМФ в результате реализации госпрограммы военного кораблестроения.

"Морское дело всегда считалось в России в высшей степени почетным", - подчеркнул Верховный главнокомандующий. "Служению Флоту и Отечеству посвятили свои жизни отважные матросы, талантливые корабелы, дерзкие первооткрыватели, знаменитые флотоводцы", - перечислил он.

"Военные моряки всегда славились своей уникальной культурой, выправкой, дисциплиной и благородством, - отметил Путин. - Любовь и признание народа флот заслужил своими подвигами во славу Отчизны, своими традициями - это храбрость, стойкость, преданность присяге и боевому братству. Своим умением выполнять в сложнейших, суровых условиях самые трудные, ответственные задачи".

"Сегодня на Военно-морской флот поступают современные корабли, оснащенные новейшим вооружением, поддерживается высокий уровень его боеготовности в соответствии с существующими вызовами и угрозами", - констатировал глава государства и обещал, что власти будут уделять особое внимание обеспечению социальных гарантий военнослужащих и членов их семей. "Мы хорошо понимаем, что значит для военных моряков благополучие их дома, семейного очага", - добавил он. Самые теплые слова президент адресовал женам, родителям и детям моряков.

Лиза Гордеева:

- Не зря наши предки называли Родину Святой Русью, а защита Отечества считается священным долгом каждого из нас?

А.С. Куляпин:

- Долг и ответственность человека ярко проявляются в его отношении к Родине. Поэтому в литературе мы находим «Святое Отечество», «Святая Русь», «славное Отечество», «Святая Отчизна»… всё-таки в нашей истории более десяти веков православного христианства. Защита Отечества – священный долг каждого. Отечество считалось Домом Пресвятой Богородицы.  Таких защитников мы всегда держим в памяти – Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, адмирал Феодор Ушаков. Но в армии важен каждый солдат, его дух, мужество, отвага, любовь к Родине, понимание священного долга защиты Отечества.

Лиза Блинова:

- Наталья Алексеевна! А что для вас духовный мир?

Кичева Н.А.Н. А. Кичёва, классный руководитель 9 А класса:

- Я бы хотела рассказать о формировании гражданской идентичности. Важнейшей составной частью воспитания и образования сегодня является формирование гражданственности и патриотизма школьников. Задача учителя – воспитать достойного гражданина своей страны. Прививая детям возвышенные чувства патриотизма, гражданского долга, уважения к людям, интерес к истории своей семьи, мы укрепляем любовь к Родине, воспитываем чувство ответственности за её судьбу. Род, народ, родник, родственник, рождение, природа, а всё это – родина.   Что такое Родина для ребёнка? Наверное, до конца ещё не осознаваемое понятие, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности. Такой гражданской общностью является родной край, в котором ты родился или живёшь, город, являющийся  родным, а также народ,  населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. А признание личностью края, города, в котором он живёт, и народа, населяющего эту территорию, не что иное,  как патриотизм – чувство приверженности гражданской общности, признание её значимой ценностью. В родной школе всё должно быть нацелено на это.  Уроки, образовательные путешествия, экскурсии, проектные и исследовательские работы, конкурсы, игры…

К особой форме организации учебной работы по формированию гражданской идентичности относится экскурсия, с помощью которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (исторических памятников, музеев, достопримечательностей прошлого, мест боевой славы и т.д.) для непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии позволяют соединить в единое целое учебный школьный процесс с визуальным осмыслением объектов реальной жизни, непосредственно приобщить детей к предметному миру прошлого, расширить границы школьного курса. Как воспитать чувство патриотизма, сделать так, чтобы родные места стали дороги и любимы сердцу? Пермский край, Пермь оставили уникальный след  в российской культуре. Здесь нет проходных и неинтересных явлений, всё важно и значимо, дорого и ценно. Важно познакомить с этим вовремя и ненавязчиво.  Словарь пермского текста широк и разнообразен, он вбирает в себя многомерные реалии: «Стефан Пермский, пермский геологический период, Кама, Башня смерти, пастернаковский Юрятин, Пермский звериный стиль, глубокие и неухоженные овраги, пересекающие город, Биармия, Пермская деревянная скульптура, камский мост, судьба чеховских трёх сестёр, предания о чуди, пермский ГУЛАГ, пещеры» [1. С. 7]. Этот словарь можно долго расширять и дополнить такими концептами и именами, как рубеж Востока и Запада, Ермак, Кама, вышка, ротонда, Дягилев, Пастернак, Каменский, боярин Михаил Романов и Ныроб, В. Кальпиди, Алексей Иванов, очёрские звероящеры, Мотовилиха, пермский балет…

Образовательные путешествия по краю стали обязательной частью школьной жизни моих учеников: Пермь, Екатеринбург, Кудымкар, Очёр, Ныроб и Чердынь, Троица, Соликамск, Кунгур, Ижевск, Киров, Ильинское... Каждая территория оставляет неизгладимый след в памяти, а отсюда всевозможные проекты, незабываемые уроки, письменные и творческие работы, презентации… 

После поездок, экскурсий, путешествий, событий  вместе с ребятами обсуждаем, как и каким образом будем практически использовать приобретённые знания. Чаще всего образовательные путешествия и события  выливаются в социально-гуманитарные проекты, научно-исследовательскую деятельность, в различные акции, в самостоятельную творческую работу на уроке. После поездки в Ныроб и Чердынь ребята написали:

Суханов Д.: «Больше всего мне понравился Чердынский краеведческий музей. Там было всё: от рисунков пещерных людей до цепей Михаила Романова. Поездка мне очень понравилась, что мы должны ездить во все образовательные поездки, которые многому учат нас. Во время этой поездки я многое узнал.»

Карлова И.: «В Чердыни мы увидели недавно построенную церковь, побывали в музейном классе женской гимназии XIX века и познакомились с правилами, которые обязательно нужно было соблюдать ученицам гимназии. Увидели след, который оставил богатырь Полюда. Но самой интересной стала поездка в Ныроб. Там мы увидели яму, в которой находился одиннадцать месяцев родной дядя Николая Романова. Увидели цепи, которыми Михаил Романов был прикован к столбу. Поездка была увлекательная и интересная.»

Ашихмин И.: «Больше всего мне понравилось Ныроб тем, что нам рассказали о человеке, который год сидел в яме, наказанный Борисом Годуновым. Это был Михаил Романов. Пермский край очень интересен. Я бы хотел побывать во всех уголках родного края и всего Урала.»

Лемешко В.: «В Чердыни я узнал, почему на церквях разные кресты. Экскурсовод рассказывала всё интересно и понятно. Мы побывали в яме, в которой томился Михаил Романов. Яма была маленькой, тёмной и холодной. Эта познавательная и интересная поездка познакомила нас с историей нашей страны.»

Подытожим  сказанное. В  формировании  гражданской идентичности школьников нужна определённая система работы. У нас, скорее всего, просматривается пока не система, но совокупность условий, необходимых для воспитания и обучения подростков в условиях современной школы.

Лиза Блинова:

- Александр Сергеевич! Наверное защищать Родину можно не только на войне?

А.С. Куляпин:

- Да! Сохранять русский язык, культуру, природу, честно трудиться – всё это тоже формы защиты Родины. К достойному воинскому служению Отечеству нужно готовиться с раннего детства, с школьной парты – развивать физические и умственные способности, выносливость, возрастать интеллектуально. Духовно, укрепляться нравственно, воспитывать силу воли. Творчество тоже может служить Отечеству. Вспомним у А.С.Пушкина: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!».

В КлючахПриведу пример: в наших «Новостях» можно ознакомиться с путешествиями, которые именуются «Видеодорожка». Каждый ученик может рассказать о своих путешествиях, о той прекрасной земле, на которой мы живём! А мы все можем посмотреть медиа - зарисовки, на которых просторы, леса, поля, родники… Сегодня мы представляем фрагмент фото-зарисовки Елизаветы Гордеевой в поселке «Ключи». Красотам этого района посвящено множество произведений разного жанра – стихи, песни, картины… и даже рассказы местных краеведов. И Лиза выразила своё отношение к малой Родине, словно откликнулась на известную песню:

«… не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой…»

Её путешествие – почтительное отношение к истории этого посёлка, его обычаям, напоминание всем, что надо помнить тех, кто строил, хранил порядок и красоту. И надо всегда уважать, любить тех, кто живёт рядом, заботиться друг о друге и ценить доброту друг друга. Будем надеяться, что в скором будущем будет и видео-рассказ.

Фотоальбом Елизаветы Гордеевой "В Ключах"

Репортаж подготовили юнкоры: Елизавета Блинова и Елизавета Гордеева.